Милтон Эриксон

Милтон Эриксон

Основателем недирективного подхода в применении суггестивных методов считается Милтон Эриксон. В настоящее время принято говорить не об эриксоновском гипнозе как таковом, а об эриксоновском подходе к гипнозу. Милтон Эриксон в свое время настаивал на том, чтобы его ученики не буквально следовали тому, что он делал, а, наоборот, чтобы недирективный гипноз каждый развивал по-своему.

Он родился в начале века в 1901 г. в небольшом городке на западе Соединенных Штатов, детство провел, большей частью, на ферме, и очень многие истории, которые потом он потом рассказывал, как примеры общения и обучения, касались именно этого фермерского детства. Мальчик перенес тяжелую форму полиомиелита, врачи не давали ему никаких шансов для выживания. Он вспоминал в своей автобиографии, что доктор осмотрел его и потом что-то долго говорил матери. 

Мальчик услышал, доктор сомневался, что он доживет до восхода солнца. И его это поразило: «Как же так, я больше не увижу восхода солнца?» Он попросил мать передвинуть его кровать так, чтобы было видно окно, и ждал момента, когда солнце взойдет, связывая с восходом надежды на жизнь. Он сам боролся с болезнью.

Эриксон поборол болезнь, но еще долгие месяцы был полностью обездвижен, парализован. Явления паралича постепенно отступали. Мальчик учился заново подниматься, ходить, держать ложку для того, чтобы есть, то есть, всему тому, чему учится маленький ребенок в несколько месяцев, может быть в год. Он писал, что: “Я делал то же самое, что делала моя маленькая сестренка, которой был год. Я наблюдал, как она встает, как она подтягивает ножки, чтобы опереться на них, и делал то же самое”. 

Может быть, именно с трудного выздоровления и началась особая наблюдательность Эриксона, которая фактически стала основой его психотерапии. Потому что у этого мальчика, который оставался полностью недвижимым, оставались живыми только глаза и уши. Ему ничего не оставалось делать, как наблюдать и слушать. Эриксон выздоровел, поступил в медицинский колледж, хотя начинал ходить туда еще с палочкой. Но молодой организм сделал свое дело, и он практически полностью выздоровел. После окончания медицинского колледжа он специализировался в психиатрии и стал практиковать как гипнотерапевт.

Это было рискованным занятием для времени, когда гипноз считался порочным методом. После окончания колледжа он даже не упоминал о своих занятиях, справедливо опасаясь, что может быть лишен лицензии на врачебную деятельность. Однако времена менялись, и медленно стараниями энтузиастов гипноз выходил из психологического подполья. Появились глубокие теоретические работы, увеличивалось число специалистов практиков. На этом фоне восходила звезда М. Эриксона.

Он широко использовал различные виды наведения транса, различные виды гипнотической работы. Он участвовал в создании «Американского общества клинического гипноза», под его руководством начал выходить «Журнал клинического гипноза». Имея большую психологическую практику, он много времени посвящал своим ученикам, в которых он видел дальнейшее развитие гипноза. 

В 54-летнем возрасте Эриксон перенес повторный приступ полиомиелита, последние годы своей жизни он был прикован к инвалидному креслу, в котором он передвигался, он практически уже не выезжал за пределы города, в котором жил. Но люди приезжали уже к нему. У него до конца жизни было много клиентов, учеников. Он прожил почти 80 лет и за это время успел создать новую школу психотерапии.